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
«Моя правда. Николай Гринько» | Моя правда
PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTI0OSINCmRhdGEtb3V0c3RyZWFtLWZvcm1hdD0iZnVsbHNjcmVlbiIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tc2l0ZV9pZD0iU1RCX0Z1bGxzY3JlZW4iIGRhdGEtb3V0c3RyZWFtLWNvbnRlbnRfaWQ9InByYXZkYS5zdGIudWEiIHNyYz0iLy9wbGF5ZXIudmVydGFtZWRpYS5jb20vb3V0c3RyZWFtLXVuaXQvMi4wMS9vdXRzdHJlYW0tdW5pdC5taW4uanMiPjwvc2NyaXB0Pg==

«Моя правда. Николай Гринько»

Моя правда

Колька-грабли — дразнили его пацаны. Два метра ростом, худой и бледный, как картофельный росток. Чувство обиды привело его в театр, а первый успех — в кино. «Раз уж я смешной, пускай смеются!». Так на наших экранах появился Папа Карло, «папа» Электроника и любимец публики — Николай Гринько.



Слава и признание не сразу пришли к Николаю. Его не признавали режиссеры, из-за нестандартной внешности не давали ролей, к которым он стремился. Только жена Айше всегда поддерживала и была рядом. У них все началось с недоразумения, а закончилось глубокой, преданной и трогательной любовью. Но постоянное напряжение, тяжелый труд и неприятности, подстерегавшие Николая на жизненном пути, оставили свой след. Он попадает в больницу с раком крови. Он чувствовал слабость и отмахивался — ведь ему нужно так много успеть. Он сгорел за несколько дней. Перед смертью больше всего сожалея не о несыгранных ролях, а о том, что ему так и не удалось стать настоящим отцом…




Папа Карло, папа Починкин, «папа» Электроника и… любимый актёр Андрея Тарковского. Мало кто знает, что Николай Гринько 50 лет прожил в Киеве и всегда мечтал сниматься на киностудии Довженко, но свои главные роли сыграл на «Мосфильме». Его обожали тысячи мальчишек и девчонок, но своих детей у него не было…



Колька-дылда, Колька-грабли — дразнили его херсонские пацаны. В 14 лет он уже был под два метра ростом, худой и бледный, как картофельный росток… Именно чувство обиды привело его в школьный театр. — «Раз уж я смешной, пускай смеются!»… Был первый успех. Но детская ранимость и невероятная для актера застенчивость осталась с ним навсегда…



Своими длинными ногами он выплясывал канкан или тонким голосом рассказывал юморески в провинциальных театрах. Зрители ухахатывались. После концерта комедиант бежал на вечерний сеанс в кино и, как завороженный, смотрел на большой экран. «Мои ноги изрядно портили мне жизнь», — вспоминал Гринько.



Когда, наконец, ему удалось получить несколько эпизодических ролей на киностудии Довженко, оказалось, что с Николаем одни проблемы: то он не вписывается, то выпадает из кадра. Начальство поставило на Гринько крест…



Переворот в его жизни произошел, когда Гринько было уже под сорок. Когда Николай рыбачил под Каневом, его разыскал администратор «Мосфильма». Оказалось, что молодой режиссер Андрей Тарковский увидел одну из его эпизодических ролей и решил, что этот актер любой ценой должен играть в его фильме. Гринько отмахнулся: не мешайте рыбачить! В то время он уже не верил в свою киношную карьеру. Но на следующий день получил от Тарковского телеграмму: оставайтесь на месте, съемки будут проходить под Каневом…. Так Гринько блистательно сыграл роль опекуна мальчика-разведчика в первом фильме Тарковского «Иваново детство».



Интересно, что всю глубину своей роли и то, у какого режиссера он снялся, Гринько осознал только на премьере. С тех пор он стал талисманом Тарковского. Снялся в пяти его фильмах. Тот называл его «батька Гринько» и говорил, что Николай похож на его украинского деда…



Но успех в фильмах опального режиссера оказался для Гринько почти что роковым. Признавали масштаб его дарования, особую актерскую пластику, искренность, но для большинства режиссеров он оставался как будто посторонним, иным среди своих, каким-то несоветским.



Оказалось, единственное место, где он мог реализовать свой талант, — это… детский кинематограф. В конце 70-х режиссер Леонид Нечаев пригласил Гринько сыграть папу Карло в фильме «Буратино». Но какие-то безумные троглодиты-киночиновники не хотели утверждать актера на роль отца деревянной куклы: «Актер он, конечно, неплохой, но с таким ростом ему не Карло играть, а Гулливера!» Режиссер на свой страх и риск тогда плюнул на запрет… И — попал в десятку. Впоследствии роль стала для актера «стихийным бедствием». Почти тем же, чем для Фаины Раневской «Муля, не нервируй меня!» Для всего Союза Гринько стал «папой Карло». И только так его окликали на улицах, на встречах, на кинофестивалях…



На этой волне Гринько отыграл еще с десяток всевозможных пап. Папа Починкин, папа Электроника профессор Громов…. Дети не давали ему проходу, вешались гроздьями. А Гринько терпеливо раздавал автографы, спрашивая у каждого из своих маленьких поклонников имя.



Детей он очень любил. И мечтал иметь своих….Но все откладывал. Ведь он еще не состоялся в кино. Он чувствовал в себе серьезный драматический талант. Смотрел в зеркало и видел настоящее лицо Дон Кихота — чудака и мечтателя, создавшего себе свой мир.



А вот в жизни он бывал разным — и упрямым, и мрачным, и высокомерным. Если его хотели обмануть, закипал, как чайник. Мог надолго уходить в себя. И тогда его было лучше не трогать! Он садился в комнате, доставал рыболовные снасти, и мог часами разматывать и наматывать леску…



Он чувствовал свою непохожесть, которая только обострялась с годами. И тем сильнее хотелось, чтобы его признали и приняли…



Смотрите «Моя правда. Николай Гринько» в четверг, 7 февраля, в 19:15 на СТБ.



Предыдущие программы «Моя правда» смотрите здесь



Повтор 8 февраля в 11:30 и 9 февраля в 23:00 на СТБ.